лекция 6
Сторителлинг
В этой лекции поговорим о сторителлинге. Кристина расскажет, почему в каждой истории должен быть герой, что такое арка персонажа и как придумывать протагонистов, в которых мы будем верить и за которыми будет интересно следить. Также Крис даст несколько советов, как структурировать истории и делать так, чтобы слушатели подкаста запоминали вещи, о которых вы рассказываете.
Истории можно рассказать разными способами:

Но все можно уложить в базовую рамку:

— У истории есть начало
— Потом в истории что-то происходит
— История заканчивается

Это схема есть всегда, но что отличает хорошо рассказанную историю от плохой?

Хорошая — вызывает эмоцию, вовлекает слушателя / зрителя
С чего начать?
Две важные составляющие истории — Мир (окружение, правила, которые управляют этим миром) — дословный и условный (риф или голова девочки) — и Герой (тот, за чьим путем мы следим по мере развития истории)

Как в музыке — слова или музыка первая — зависит от вашего подхода, но Мир и Герой всегда должен присутствовать.

Есть разные сложные форматы, но в любой истории присутствует «А что если?»

Пример:
Гарри Поттер — Что если бедный мальчик-сирота узнает, что он избранный с магическими способностями?

Властелин Колец — Что если кто-то очень маленький получит ответственность за весь мир?
Герой
Интереснее наблюдать не за хорошими, спокойными людьми — а за теми, у кого много недостатков .

Поместите персонажей в лифт, который застрял. Посмотрите \ представрьте \ придумайте, как ведут себя ваши персонажи в кризисной ситуации. Есть паникеры, есть спасатели, есть пассивные наблюдатели.

Признак хорошего персонажа — мы можем представить его поведение практически в любой ситуации.

Один из самых важных вопросов — «что хочет ваш персонаж?»
Еще один важный вопрос — «что ему нужно?»

Это два разных вопроса.

Что я хочу? — Новую машину

Что мне нужно? — Здоровые, крепкие отношения и заплатить аренду.

Часто нам сложно признавать, что же нам нужно на самом деле. Здесь возникают конфликты и препятствия. Препятствие — это то, что отделяет нас от достижение наших нужд и желаний

Препятствие может быть внешнее (пандемия, границу закрыли, нам нужно прилететь в Австралию) или внутренние (страх).

Внутренний конфликт интереснее внешнего.
Арка персонажа
— показывает изменения, через которые проходит персонаж от начала до конца истории.

Персонаж — Препятствие — Цель

Персонаж в начале и в конце — это не один и тот же человек, потому что произошло изменение. Если кто-то получает что-то, не приложив усилия — мы не верим этому. Это не кажется нам честным.
Ставки
Каждый выбор, который делает персонаж, имеет потенциальный риск. Пример: « если я не одержу победу, Воландеморт меня убьет».

Ставки — ответ на вопрос «почему герою не все равно?»

Это не обязательно должен быть вопрос жизни и смерти, но для вашего персонажа это должно ощущаться так. Слушатель должен понимать — это невероятно важно для героя.

Ставки могут быть поделены на 3 категории

— Внутренние ставки (эмоциональные)
— Внешние ставки (конец света, динозавры, убийцы)
— Философские ставки

Вопросы про внутренние ставки:

— Что персонаж может потерять?
— Что получить?
— Почему для них важно это получить?
— Почему это грустно, если они герой этого лишится?
Структура истории
— Начало
— Развитие / что-то происходит
— Конец / панч лайн

Как найти структуру?

1. Story beats: выписать самое важное, что должно произойти в истории (карточки не должны быть слишком детальными)

Как себя проверить? В каждом бите персонаж должен принять понятное решение (не важно, правильное или неправильно) или должно случится что-то с понятными последствиями

2. Ken Adams — story spin

Что ты хочешь сказать своей историей?

Есть тема и мораль (урок, который учит протагонист)

Все стори-биты должны ложиться в финальный вывод-мораль.

Тема произведения (подкаста) — найти то, что нужно персонажу (возможно, он сам не признает, что это)

Важно! Нужно понимать тему / мораль / магистральную идею произведения до того, как вы начнете работу. Она может поменяться в процессе работы и это ок.

Следующий шаг — разбить story spin на акты.

Деление на акты может быть разным, но самая классическая — трех-актовая (по 3 пункта в каждом)

Акт — это максимально завершенный отрезок действия в общем повествовании фильма, состоящий из последовательности сцен, логически связанных между собой.
Акт 1
Мы понимаем жанр, случается завязка, мы больше узнаем о мире вокруг, случается inciting incident — главное препятствие в фильме.

— представляем героев
— историю
— мир вокруг
(Ты понимаешь место персонажа в мире и что это за мир)

Важно зацепить аудиторию в первом акте, чтобы ваш персонаж понравился и вы захотели пойти с ним

Первый акт также может знакомить нас с антагонистом / врагом, он может принимать много форм, но это всегда про силу, которая мешает персонажу добиться того, чего он хочет

Начало первого акта — сетап мира и героя, конец — обстоятельство, которое отправляет нашего героя в путь
Акт 2
— путь, который проходит персонаж, чтобы добиться цели

Тут должны случатся препятствия, которые приводят к ситуации, когда нужно принять сложное решение после которого нет дороги назад

Во втором акте должна случится точка, когда вся надежда потеряна и кажется, что выхода нет — полный провал.

Или персонажи достигли всего, чего хотели, но им все равно плохо, потому что на самом деле им нужно что-то еще.
Акт 3
— финальный

Персонаж должен столкнуться с тем, готов ли он принять свои настоящие нужды и сделать выбор, который был не готов сделать в акте 1.

В 3 акте персонаж приносит в жертву свои «хочу» ради своих нужд. Тут нужно показать изменения — что персонаж выучил что-то, что демонстрирует основную тему и мораль

В акте 2 персонаж понял, что ему на самом деле нужно, в акте 3 он борется за это.

Акт 3 должен быть satisfying — все концы собраны, проблемы решены, ответы получены. Конец должен быть эмоциональным, лучше всего — неожиданным.